Последний "поезд" на Казбек
Всё, чтобы выйти за дверь!

16 Сентября 2019
"У нас оставалось всего два шанса запрыгнуть в почти ушедшее лето: Эльбрус и Казбек.

Но на Эльбрусе мы были много раз, почти со всех сторон, поэтому догадайтесь с первого раза, на какой «поезд» мы сели? Конечно, на идущий в сторону Казбека. Там мы не были никогда.

Это был не поезд, конечно, а машина… И не просто машина, а почти танк…" (Здесь и далее: Лариса Савченко).

И маршрут сложился витиеватый – через «тридцатилетие» Канта в Москве, «шестидесятилетие альплагеря Безенги в Кабардино-Балкарии

мы должны были доехать до Степанцминды в Грузии и подняться на вершину Казбека.

Итак,

1-й день. 02.09.2019. День приезда в Казбеги.

Границу прошли довольно быстро. Думаю, нам повезло. Сезон был уже на закате. Дети разъехались по школам, да, и наша машина всем нравилась, ее предпочитали, одобрительно цокая языком, не задерживать.

Поразило количество фур с обеих сторон границы, куда там нашей финской таможне – мы поняли, что самые терпеливые люди в мире – дальнобойщики грузинского направления - крепкие мужики в майках- алкоголичках, тренировочных штанах с оттопыренными коленями и резиновых шлепанцах на босу ногу.

На грузинской стороне мне, как пассажиру, пришлось выйти из машины и пройти паспортный контроль в отдельном здании. В этом же здании – туалет и пункт обмена валюты. Я воспользовалась и тем, и другим.

Туалет напомнил мне наши вокзальные туалеты девяностых – грязно, без света и сильным характерным запахом, ну, а денег оказалась удивительно мало – 27 рублей за лари – наша экономика сильна, как никогда…

Кстати, не забудьте получить Green card на машину перед въездом в Грузию.

После границы – двухкилометровый тоннель, потом еще девять километров, и вот – Степанцминда, бывший Казбеги, бывшая Степанцминда – это историческое название.

Казбеги – это место открыточных видов, которое одухотворено самой высокорасположенной в Грузии церковью 14-го века Цминда Самеба.

Поселок претендует на звание Шамони, в нем кипит жизнь, по крайней мере, строительная. У нас создалось ощущение, что в поселке на 2 000 населения приходится 1000 отелей, хостелов, гестхаузов и просто сдаваемых квартир.

Вверх и вниз между Степанцминдой и Гергети снуют Делики, Тойоты, невиданные ранее джипы – все БУ. По единственной главной улице, натужно ревя, в обе стороны проползают тяжело груженые фуры, отовсюду слышится разноязыкая речь, русская в меньшинстве – очень много людей мужественного и не очень вида, которые идут либо в сторону Казбека и Гергетской церкви, либо уже обратно.

Мы остановились в гестхаузе NAZI в Гергети, практически, под тропой на Цминда Самеба, за 80 лари, в номере с душем и туалетом внутри и с балконом. Хотя мы ничего не бронировали заранее, отель мы нашли методом тыка довольно быстро. Если твоя цель – гора, то лучше, конечно, искать жилье в Гергети. Нам нужно было недорогое жилье с удобствами в номере, с возможностью оставить машину на период восхождения под присмотром хозяев - все это мы получили в NAZI, плюс еще завтрак за 10 лари, прямо скажем, нехитрый: яичница, помидоры, огурцы, лаваш, несъедобная соленая брынза и растворимый ТУРЕЦКИЙ кофе. «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь».

Мы решили, что наш первый ужин в Грузии должен был быть «размашистым» – мы облюбовали, правда, по совету ушлого менялы, ресторан одноименного отеля Khareba- там все было «на новенького» - и отель, и ресторан, и повара, и официантки – мы теперь смело можем утверждать, что самые вкусные хинкали с самым тонким тестом и самым сочным мясом – в ресторане Khareba.

Не забудьте плохо выучить английский – молоденькие официантки не говорят по-русски, но могут изъясниться на плохом английском. Вино в винном магазине при этом отеле не покупайте – попробовать невозможно, переплатить – раз плюнуть. Кстати, думать о чаевых не нужно ни в одном заведении – 10% over всегда включены в счет.

2- день. 03.09.2019. День Степанцминды. Некоторые выводы.

Культуры в Сепанцминде не осталось, в том смысле, что краеведческого музея нет.

Его, видимо, собрались ремонтировать: ободрать – ободрали, на этом деньги закончились.

Нам очень хотелось хорошей экскурсии, рассказа о сокровищах Бетлемской пещеры, но, надеюсь, в следующий раз. В конце концов, можно и книгу прочитать, подумали мы.

Докупить продукты можно на главной улице: как в супермаркете, так и во множестве мелких магазинчиков – их все можно обойти за час. Есть все. Свежее мясо продают с утра. Фрукты и овощи можно купить, практически, круглосуточно. Два персика стоили нам два лари.

Есть можно везде, но, если вы любите шашлык, нужно обязательно спросить, как он приготовлен – вполне могут дать со сковородки.

Кстати, шашлык из ягненка очень вкусен под этим баннером – 19 лари.

Вино лучше всего покупать в Vine Loft – тебе дадут вначале попробовать «пустые» вина, а потом убьют наповал чем-то невероятно «самостоятельным». Мы были убиты Pino Kinzmarauli – 40 лари и Mukuzani Saperavi – 60 лари, и на голубом глазу поклялись забить их бутылками наш джип на обратном пути.

Очень «навеселе» мы потянулись ужинать в «Панораму» и вам не советуем.

Вообще, покушать в Казбеги с вином и мясом можно от 40 до 60 лари в зависимости, конечно, от места. В наборе будет один салат, один шашлык, шесть хинкали, лаваш, что-то мучное и два бокала вина.

Не заказывайте кукурузный хлеб мчади – это для тяжелой годины.

Кстати, в Казбеги есть информационный центр с прокатом снаряжения и газом, где сидят суровые гиды и девушки предлагают свои услугиJ на английском языке. Там мы купили за 20 лари абсолютно бесполезную карту – идти по ней было невозможно, которую, правда, с пользой для себя повторяя пиктограммы, разглядывали во время непогоды.

3-й день. 04.09.2019 День выхода – первый день маршрута.

Саша сказал, что глупо идти пешком там, где можно ехать, поэтому владелец Nazi за 50 лари подкинул нас до Цминда Самеба. Очень хотелось ее посмотреть, но «бабушка сказала, что это потом», потому что, во-первых, около церкви было очень много народу – утро выдалось солнечное и теплое, во-вторых, церковь осталась позади нас – к ней пришлось бы идти метров пятьсот назад, ну, и в-третьих, конечно, нетерпение неведомого пути тянуло нас вперед…

Рюкзаки были тяжелыми, несмотря на то, что каждая отдельная вещь была одной их самых легких в своем классе.

- Наверное, продукты, -привычно подумали мы, и взвалили «наше все» на себя.

- «Куда ж нам плыть» (А.С. Пушкин)? -бесхитростно спросил Саша, хотя тропа убедительно забирала вверх прямо перед нами.

- Здесь только один путь, -ответил хозяин Делики и ткнул пальцем в небо.

Вот по таким увалам, плавно набирая высоту, тропа идет до пер. Саберце.

Кстати, перед началом тропы есть огромная автомобильная автостоянка, к ней можно подъехать на своей машине по отличному узкому шестиметровому серпантину, и оставить машину до возвращения – если, конечно, уверен в том, что увидишь ее именно там, где оставил.

Круто забирая вверх до первого холма вначале, тропа постепенно выполаживается и траверсирует правый склон, пропуская через себя нескончаемый поток людей, лошадей и собак. Не представляю, что творится на ней в сезон!

От перевала до автостоянки – три перехода с грузом – от трех часов. На перевале – любимый грузинами крест.

Потеряться невозможно.

После перевала – спуск к реке. До зеленых стоянок перевала Саберце- минут 30-40. Вода в реке черная, все-таки, Казбек – вулкан. Через реку есть мост.

Переправляемся через него и попадаем в царство пустых палаточных мест, выбираем себе лучшее по праву первых пришедших, находя еще попутно пол-литра сахару. К сожалению, он нам не был нужен и мы его оставили.

Питьевая вода на стоянках - из трубы прямо в центре лагеря или из ручья позади стоянок.

Поставили палатку,

пообедали, с устатку поспали, проснулись от шума дождя и увидели, что поляна напоминает большой торговый город: большинство палаточных мест занято, кругом сгруженные с лошадей баулы и рюкзаки, везде копошатся люди, разгребая, устанавливая, разжигая (горелки)…Кто-то очень возбужденный, стоя у трубы в одних трусах, поливал себя водой из кружки и громко вскрикивал – кем он себя воображал?!

С перевала мы увидели вот такое здание:

Грешным делом мы подумали, что это уже метеостанция, но уж очень до нее было близко– не два часа, подумали мы.

Это оказался новый приют, построенный совместно с чехами год назад. Строительные работы там еще ведутся, конечно, но он уже принимает гостей за 300 лари за ночь, что, конечно, too much.

Одновременно приют может разместить 33 человека, в нем есть душ, туалет, бар, сменная обувь, все, как у нас когда-то в Приюте 11-ти.

Вот это холл приюта.

А вот это его бар.

В баре мы купили бутылку вина – дорого, признаемся, и кусок «домашнего» (приютского) кекса. Тоже дорого.

Вино, правда, не пошло, было сыро и холодно, для такой погоды подошел бы коньячок или, на худой конец, Трамонтаныч, но ни того, ни другого у нас не было, поэтому мы выпили полбутылки, а другую половину перелили в термос Montbell – лучший термос по эту сторону Атлантики.

Всего в этот день мы прошли около 4-х часов (четыре перехода), приблизительно семь км. До высоты 3014 м.

4-й день. 05.09.2019. Саберце-Бетлеми-хат 3 650 м. Второй день маршрута.

Проснулись рано. В шесть. Сварили традиционный кофе, и, наслаждаясь видами, выпили его с халвой.

Погода тихонечко нашептывала нам, что жизнь удалась…

В восемь утра мы были уже готовы к выходу, и я пошла к приюту сдавать посуду – тащить пустую бутылку наверх было глуповато – за моей спиной слышались восторженные возгласы молодых спортсменов, наверное, они никогда не пили в горах.

До Бетлеми-хат – три условных участка: по пологой морене до ледника, по леднику, опять по морене, но уже крутой, до метеостанции.

Перед ледником подумали и надели кошки, но быстро их сняли – очень уж полого. Держаться нужно срединной части ледника, это мы поняли, когда туман на минутку рассеялся – мы увидели, что забрали сильно вправо, в увалы, и пришлось немного поспорить, кто виноват- каждый из нас считал себя Дерсу Узалой. Неприятно удивил крутой подъем перед метеостацией, но и он, наконец, закончился - мы попали в царство мусора, иностранцев, собак и палаток.

Мы выбрали место для палатки у самого конца подъема, над обрывом, правда, справа от нас скопилась большая гора мусора, которую Саша прибрал, накрыв ее каким-то металлическим ржавым щитом. Пошли регистрироваться и платить 10 лари за палатку. На площади перед входом громко орала танцевальная музыка, под которую дергалась (sorry, танцевала) группа каких-то участников и две симпатичные, видимо, местные, пухляшки. Мы сдали 10 лари колоритному беззубому «хозяину» этой тайги, и спросили, где мы можем зарегистрироваться…

-Это ни к чему, - весело сказал он, - пограничников нет!

Мы вспомнили три пограничных кордона на пути к австрийским ночевкам в Безенгах, и подумали, что что-то не так в датском (российском) королевстве. Нам показалось, что, если контрабандисты перелезут через Безенгийскую стену с грузинской стороны, хорошо бы их пропустить – они это заслужили – потому что ни один разумный шпион в здравом уме и твердой памяти этого не сделает.

Воды на стоянках много, я насчитала, по крайней мере, три трубы в разных местах. Туалет – везде.

Мы опять пообедали и опять – таков, типа, высотный альпинизм, легли отдохнуть.

Проснулись мы в абсолютном тумане и полезли наверх по тропе искать часовню. Через 40 минут подъема выглянуло солнце, и на самой вершине отрожка нам открылось прелестное видение – часовенка с колоколом. Говорят, что в нее поднимаются служить церковники, Саша сказал, что такого он бы выслушал… Но в часовне никого не было, Саша ударил в колокол, напоминая боженьке, что мы пришли на гору.

И знаете, что-то сакральное почувствовалось в этом месте в этот момент– сильный ветер, несущиеся по небу тучи, пятна света и тени на склонах хребтов, причудливые вулканические, похожие на застывших демонов, скалы, затаившаяся где-то выше таинственная Бетлемская пещера, и поверх всего этого великолепия глубокий и печальный звон колокола.

Спустившись к палатке, мы увидели наших соседей – они оказались пермяками, вернувшимися с вершины. Ребята были страшно возбуждены успехом, взахлеб рассказывали о том, как им было трудно идти туда, еще труднее идти обратно, как они вышли в 2.00, а в 10.00 стояли на вершине. Мы были чертовски рады за них, но знали абсолютно точно, что стартовать с Бетлеми - хат не будем. Годы, знаете ли, уже не те.

5-й день. 06.09.2019. Бетлеми-хат – стоянки 4 100 м. Третий день маршрута.

Проснулись в 6.30. Солнечно и морозно. Соседи из Перми еще сладко спали.

Как всегда, a cup of coffee. А еще сыр, мясо, булка, масло, дозревшая слива из Безенгов. На метеостанции удивительно тихо – все ушли на Казбек – погода!

Вышли с бивака в 8.49.

Тропа хорошо видна и промаркирована, идет по правой стороне морены вначале до Белого креста – 40 минут, потом до Черного – 10 минут (кресты, кстати, натуральные) – очень много мест под палатки и есть вода.

В этот день мы планировали дойти до 4 200, но решили, что в отсутствие снега на леднике будет ветрено, и укрепить палатку нам будет нечем, поэтому в 12.00 остановились на 4 100, увидев место под три палатки, укреплённые ветрозащитными каменными стенками.

Встали на излете знаменитой Хмауры, поэтому все время слышали грохот летящих с нее камней.

На обед сварганили солянку с тушенкой (слава Кронидову) и вдруг услышали голос… Выглянули – а это оказался восходитель из Новосибирска Николай Силонх, который тоже хотел стать на леднике, и которому там не понравилось, и он вернулся…

- Это хороший знак, что я вас встретил, - сказал этот сильный (поднялся с Зеленой гостиницы до 4 200, вернулся на 4 100), закаленный (в шортах) и добрый (угостил нас всем, что у него было) человек. Мы не стали с ним спорить. Наточили кошки, привязали к пуховым рукавицам веревочки, перекус на гору решили собрать с утра, поужинали, вскипятили чай в термосы на ночь.

Решили встать в 1.30, выйти в 3.00, поэтому спать легли в 19.00

Уснуть в это время, конечно, было невозможно. К тому же, погода начала портиться: задул ветер, пошел снег, потом снег повалил, началась настоящая вьюга с грозой, и гроза, казалось, «колотила прямо в нас».

В 1.30 встали и перенесли подъем на час позже. Потом опять перенесли. Потом отменили выход и уснули.

6-й день. 07.09.2019. Стоянки 4 100 м-вершина-стоянки 4 100. Четвертый день маршрута.

Разбудил нас собачий лай. Мимо нас проходила идущая на восхождение группа. Большая. Часы показывали 7.00. Было почти ясно и очень светло от выпавшего за ночь снега.

Если мы быстро встанем, быстро соберемся, быстро пойдем, то не позже 14.00 мы будем стоять на вершине, решили мы, и засуетились. Николай собрался и вышел раньше нас, это было его ошибкой – он, и грузинский проводник Георгий тропили весь маршрут. Мы стартовали в 8.05, конечно, обогнали две группы, но достать Николая с Георгием не смогли. Конечно, на леднике мы связались, надели каски – трещины, действительно, есть, после свежевыпавшего снега не нужно стесняться быть внимательным и проверять палками путь впереди себя.

К 12-ти погода начала портиться, картинка исчезла,

но у нас были следы, которые вывели нас на перевал, по которому проходит российско-грузинская граница. Выход на перевал не представляет из себя никаких проблем для альпиниста.

После перевала начинается крутой взлет.

Фотография не очень удачная и не очень передает его крутизну, но градусов 30 там точно есть.

Нам повезло в том, что было очень тепло и лед поплыл, во-первых, во-вторых, кто-то заботливый нарубил ступеней до середины взлета, и в –третьих прошедший за ночь снег зацепился за эти ступени, поэтому подъем сложностей для альпиниста не представлял. Хотя в другой ситуации – с жестким льдом, например, я бы крутила, да, и в этой, честно говоря, надо было – ввязался в веревку-крути!

В общем, в 13.20 мы стояли на вершине.

Колокол помог.

Спуск по пути подъема в тумане и снегу. Спящая у входа в нашу палатку собака, которая раза три взлетела на вершину, пока мы на нее поднимались. Кстати, собаки преследовали нас во время всего восхождения. Нам приходилось их кормить, потому что есть только самим было совестно. Чай с Николаем. Разговоры о важном. Сон. Погода снова испортилась – зима была уже близко.

Кстати, вторая декада сентября, наверное, вообще, сентябрь, для Казбека – очень подходящий сезон. Хотя метеостанция уже давно не выполняет изначально свойственных ей функций, накопленный ею метеорологический материал позволяет с уверенностью вычитывать эту информацию в интернете.

7-й день. 08.09.2019. Стоянки 4 100 м – Цминда Самеба-Гергети 1 750. Пятый день маршрута.

День спуска. Ничего значительного. Разговоры с людьми, идущими навстречу, преимущественно, консультационного плана. Кормление встречаемых собак. Прощание с Николаем. Посещение церкви. Изумление количеством экскурсантов. 40 лари до Гергети. Почти гибель на серпантине – очень уж горячий и нетерпеливый попался водитель, чисто speedy –гонщик. Счастье горячей воды в гестхаузе. Много грузинского вина. Утро. Дорога домой.

P.S. Лариса почти не упоминает снаряжение и одежду, которая нужна для восхождения, но вот полный список снаряжения на Эльбрус, который почти не отличается. Пожалуй, двойные ботинки - не обязательны.

Лариса Савченко

Заполните анкету и получите купон на скидку 10%
Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете Оставьте свой отзыв