История туристического рюкзака
Всё, чтобы выйти за дверь!

История туристического рюкзака

22 Ноября 2019

История туристического рюкзака

“Трудности как альпинистские рюкзаки — без них на вершины не взбираются” —
Ашот Сергеевич Наданян армянский шахматист 1972

Кейс мистера Мерриам, заплечный мешок "Duluth" и рюкзак Траппера Нельсона

С незапамятных времен люди переносили грузы на своих спинах. Далеко не всегда это было легко, и почти всегда неудобно. Еще относительно недавно туристы боролись с громоздкими, плохо сидящими рюкзаками, которые терли и наминали спины. Это делало поход серьезным испытанием на выносливость, а часы блуждания по лесу порой становились невыносимыми. Со временем технологии совершенствовались, и сейчас туристический рюкзак совсем не похож на своих старших собратьев. Давайте посмотрим, как рюкзак эволюционировал и с чего всё начиналось.

1878: Кейс мистера Мерриам
До того, как появились рюкзаки в привычном понимании этого слова, существовали заплечные мешки, которые не имели никакого каркаса. В 1877 году Генри Мерриам подал патент на кейс для армии Соединенных Штатов Америки, в основе которого использовал листовой металл и деревянные рейки в качестве каркаса, чтобы расположить конструкцию подальше от тела владельца. Однако, ранец выпустили только через год, в 1888 году. Мерриам писал, что ранец помогал "уменьшить количество отдельных предметов снаряжения, уменьшить общий вес, который нужно было нести на себе, и в то же время распределить нагрузку более равномерно, оставляя тело солдата более свободным, менее стесненным ремнями и другими креплениями." Патент в итоге не прижился, так как такая конструкция оказалась неудобной и совершенно не практичной.

1882: Камиль Пуарье из Дулута
В 1882 году Камиль Пуарье из города Дулут (штат Миннесота) предложил концептуально новую идею. Пуарье организовывал сплавы по рекам на каноэ. Местами лодки приходилось нести, и Пуарье хотел быть уверен, что клиенты смогут нести каноэ и вещи одновременно. Созданный им вещмешок был сшит из холщовой ткани с кожаными лямками, отличительной особенностью которого являлся головной ремень. Мешок имел квадратную форму и легко помещался на каноэ. Такое решение полюбилось путешественникам и хорошо себя зарекомендовало.

Со временем, головной ремень убрали, а рюкзаки подобного дизайна до сих пор популярны и носят имя “Duluth Pack”.

1904: Слово “рюкзак”
В русский язык слово “рюкзак” пришло из немецкого Rücken «спина» + Sack «мешок». На рубеже веков в обиход англоговорящих граждан вошло существительное “backpack” (бэк-пак). Потребовалось еще восемь лет, чтобы появился производный глагол, означающий “путешествовать с рюкзаком” (to backpack, backpacking).

1908: Bergans of Norway Ryggsekk
Оле Ф. Берган возвращался домой с очередной охоты, размышляя над тем, какое неудобное снаряжение приходится использовать. Тогда он решил совместить традиционную норвежскую деревянную раму с прочной мешковиной. Вскоре он понял, что ему нужно заменить березу, которую он использовал для каркаса, легкой трубчатой сталью, которая повторяла бы изгибы спины. Его патент действовал в течение 25 лет. На протяжении этого времени рюкзаки, изготовленные по технологии Оле Ф. Бергана, путешествовали по всему миру.


1924: Траппер Нельсон
Это был первый в истории серийный рюкзак с внешним каркасом. Нельсон повторил работу над изготовленными инуитами рюкзаками из палок и тюленьей кожи, которые он впервые увидел во время посещения Аляски в 1920 году. Революционный дизайн этого рюкзака отличался стабилизирующей деревянной рамой, на которую натягивались полосы ткани, таким образом удалось достичь гораздо лучшего распределение нагрузки, чем у изобретения Пуарье.

Холщовый мешок был прикреплен к деревянной раме стальными булавками, так что владелец мог легко снять мешок. Рюкзак оставался популярным в течение многих лет и появился в первом каталоге REI в 1939 году. Выпускался в трёх размерах, самый большой стоил $ 7,50, в комплекте с холщовой сумкой.

1938: Рюкзак На Молнии
Вплоть до 1938 года ремни и пряжки были основной фурнитурой для рюкзаков. Джерри Каннингем предложил инновационную на тот момент идею, создав рюкзак с двумя секциями на молнии. Такое решение сделало рюкзак легче, а поиск вещей в нем стал доступнее, что было важно для использования на скалолазных маршрутах.

1950: Деревянный каркас от Fjällräven
В 1950 году Оке Нордин, основатель Fjällräven, во время путешествия в горах с хорошим другом устал носить свое снаряжение, рюкзак висел слишком низко и был далеко от спины. Вскоре после возвращения домой он сел за швейную машинку своей матери и сшил хлопковый мешок. Затем он соорудил деревянную раму, которая удерживала груз выше и плотно к спине, и прикрепил сумку к раме кожаными ремнями. Вскоре после создания рюкзака Оле поехал с ним на север Швеции. Местному населению саамов конструкция понравилась, они попросили Оле изготовить несколько экземпляров для них.
Этот ранец вдохновил Нордина основать компанию Fjällräven, развитие которой продолжается и по сей день

1952: Рюкзак Kelty
Дик и Нена Келти начали вручную создавать рюкзаки с внешней рамой, именно их разработка стала толчком в развитии современного представления о туристическом рюкзаке. В основе — материалы, в избытке оставшиеся после Второй мировой войны: парашютная ткань, пряжки, стропы. Пара преобразовала промышленность. Дик вручную сконструировал и сварил каркасы для рюкзаков, а Нина сшила сам мешок и подобрала фурнитуру. Супруги Келти были первыми, кто использовал авиационный алюминий, контурные рамы, мягкие плечевые ремни и первыми, кто предложил поясные ремни. Хотя поясной ремень в первых образцах не распределял нагрузку на бедра владельца рюкзака, для этого понадобилось еще несколько лет скрупулезной работы.
На фото семья Келти в полном составе, с рюкзаками собственного производства, 1957 год.


1967: Внутренний каркас LoweAlpine
Братья Грег, Майк и Джефф Лоу проводили всё детство в горах: скалолазание, лыжи, походы и охота. К двадцати годам они стали ведущими альпинистами своего поколения, однако столкнулись с трудностями: всё снаряжение на рынке было слишком тяжелым, громоздким и ненадежным для дальнейшего прогресса в спорте.
Тогда Грег создал первый рюкзак с внутренним каркасом, работу он вёл в своем гараже, в Колорадо. Рюкзаки без каркаса не подходили для транспортировки больших грузов, а внешний каркас не позволял оптимально сбалансировать рюкзак, особенно на технически сложных участках маршрута. Грег разработал раму, которая была достаточно жесткая, чтобы направить основную нагрузку на поясной ремень, но в тоже время довольно гибкая, чтобы соответствовать форме тела владельца. Так же он добавил грудную стяжку и боковые компрессионные ремни, что делает этот рюкзак первым, похожим на те модели, которые мы видим на рынке снаряжения сейчас.

1970: Келти, застежки Hipbelt
Келти продолжали внедрять инновации в дизайн своих рюкзаков. Дик Келти разработал и выпустил первую быстроразъемную пряжку для поясного ремня. Пряжка была сделана из нержавеющей стали и помогала надежно закрепить рюкзак на поясе. Это позволило перенести основной вес на бедра владельца, упростить регулировку и сделать рюкзак более быстросъемным.

1979: Lowe Alpine, первый женский рюкзак
За двенадцать лет работы компании стало ясно, что их рюкзаки не подходят для большинства девушек и мужчин невысокого роста. Тогда братья Лоу начали выпускать рюкзаки по индивидуальным заказам с более короткой длиной спинки, более узкими лямками, которые были расположены ближе друг к другу, чем в обычных моделях. Но это было лишь временным решением проблемы, компания нуждалась в глобальных переменах. В 1979 году Lowe Alpine выпустила первые регулируемые рюкзаки для возможности подгонки на любую фигуру. К 1981 году появилась первая полная линейка рюкзаков Nanda Devi, содержащая модели для миниатюрных девушек.

1984: Deuter Aircomfort
После нескольких походов в жаркую погоду с традиционными рюкзаками, компания Deuter начала разработку альтернативной конструкции спинки. В 1984 году Deuter запатентовала сетку Aircomfort. Сетка создавала вентилируемое пространство между спиной владельца и рюкзаком, позволяя воздуху свободно циркулировать. Такое решение стало революционным, и вывело большие экспедиционные рюкзаки на принципиально новый уровень комфорта. Вскоре другие бренды переняли эту идею, модифицируя и внедряя в свои продукты.
1989: Система гидратации CamelBak
Фельдшер Майкл Эйдсон участвовал в велопробеге «Hotter'N Hell 100» (100-мильная летняя гонка по изнурительной жаре в Уичито-Фоллз, штат Техас). В рамках подготовки к пробегу спортсмен-любитель решал задачу гидратации во время гонки. В итоге он соорудил конструкцию из пакета для капельницы и хирургической трубки. Конструкцию он поместил в носок, который пришил на спину к своей джерси.
Уже через несколько лет система CamelBak с успехом продавалась на рынке outdoor снаряжения. А сейчас большое количество моделей рюкзаков самых различных производителей имеет специальный карман для питьевой системы и отверстие для вывода трубки.

1998: GoLite The Breeze
Деметри и Ким Купунас путешествовали на большие расстояния и тоже столкнулись с проблемой большого веса снаряжения. Тогда они основали компанию по производству облегченного снаряжения GoLite (сейчас известна как My Trail Company). Первый рюкзак, который они представили — the Breeze, не имел поясного ремня и каркаса. В качестве основного материала впервые использован легкий, но очень прочный материал Dyneema®.


2003: REI, система распределения нагрузки ActivMotion
Пояс ActivMotion помог перенести нагрузку от рюкзака с небольшого участка спины равномерно на бедра. Команда технологов REI на протяжении нескольких лет совершенствовали технологию изготовления пояса.
Такая конструкция пояса позволяет амортизировать и компенсировать колебания рюкзака при движении по неровной поверхности. Груз не смещается относительно вашего центра тяжести, это обеспечивает дополнительный баланс и безопасность, вы меньше устаете на маршруте.

2005: Термоформовка от Osprey
Термоформовка поясного ремня и подушек на спинке повышает стабильность и комфорт. Преимущество технологии особенно хорошо ощущается на длительных переходах.
После термоформовки рюкзак полностью подстроится под тело своего владельца.

2018: Переработанные материалы в производстве рюкзаков
Основываясь на исследованиях Университета Дьюка по переработки материалов команда REI обнаружила, что использование переработанных тканей оказывает наибольшее положительное влияние на экологический след от производства снаряжения. По данным исследования на производство тканей приходится 81% теплозатрат, 48% потребляемой воды, 72% потребления электроэнергии и 75% эвтрофикации (тип загрязнения воды, который вызывает чрезмерный рост водорослей). Теперь, на фабриках REI все остатки ткани собирают и перерабатывают. В линейке рюкзаков появились модели полностью созданные из переработанного нейлона, по техническим характеристикам переработанные ткани не уступают тем, что созданы из нового сырья.
Постепенно другие компании включаются в различные программы по защите окружающей среды и всё чаще используют переработанные материалы на своих производствах.

Оглядываясь назад, мы видим, какие сильные изменения рюкзак претерпел за последние полтора столетия. Сегодня сложно представить большой туристический рюкзак без поясного ремня, удобной спинки и кармашков на молнии. Интересно, какие технологии появятся в ближайшем будущем и через сколько лет мы поймем что нынешние модели безнадежно устарели?

Перевод и адаптация: Анастасия Мыльникова
Оригинал статьи: REI.com
Заполните анкету и получите купон на скидку 10%
Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете Оставьте свой отзыв