Из Питера на выходные: Лемболово
Всё, чтобы выйти за дверь!

Из Питера на выходные: Лемболово

6 марта 2020

Куда

Окрестности станции Лемболово и о.п. 69 км.

Как это далеко, на чем, какой бюджет

Электричка от Финляндского вокзала за 150 р., 1 час 20 минут до ст. Лемболово.

Сколько времени потребуется

Транспортная доступность и множество троп и дорог, позволяющих спланировать маршрут любой длины делают эти места подходящими для прогулок любой продолжительности. Оптимально будет поехать сюда на два-три дня, что позволит в спокойном темпе обойти все природные достопримечательности.

Почему сюда, и в какое время года

Район, расположенный на отрезке Октябрьской железной дороги между станциями Лемболово и Сосново, и включающий также станцию Орехово, остановочные пункты 67 и 69 километры, отлично подходит для походов любой сложности и в любое время года. И если в окрестностях Орехово даже в будний день многолюдно, то на маршрутах восточнее и северо-восточнее станции Лемболово вероятность встречи с людьми значительно сокращается. В снежный период практически по всем значимым тропам прокладывается лыжня, а по особо крупным - трассы для конькового хода, по которым часто можно передвигаться даже без лыж.

Must визит

Интересны для посещения в данной местности, в первую очередь, природные достопримечательности: множество ручьёв и рек, озёра, и относительно нетронутые леса.

Выйдя из электрички в Лемболово и двигаясь сначала на север, а затем на северо-восток мы сразу попадаем на территорию Ореховского лесопарка, который в 2025 году должен стать частью особо охраняемой природной территории Заказник "Ореховский" разрабатываемой в этом районе. Минуя ближайшие к станции озёра Белое и Горынское и пересекая просеку газопровода тропа приводит нас к берегам реки Кожица.

Считается, что эта речка образуется из ручья Прыткий, берущего своё начало пятью километрами западнее, в районе урочища Малые Коркомяки и ручья Олонец, вытекающего из озера Нырково севернее. Далее река течёт на восток, затем на юг и впадает в реку Вьюн. В 1917—1939 годах здесь проходила государственная граница между Финляндией и СССР и до сих пор на берегу и в воде можно заметить остатки финских гидросооружений: насыпные опоры, идущие поперёк русла реки и груды старых кирпичей. Вероятнее всего, это остатки гидроэлектростанции, питавшей финский погранотряд. Пересекаем реку Кожица и, при необходимости, ручей Прыткий мы по одному из многих мостов переброшенных через них в этих местах.

Двигаясь дальше на север мы вскоре попадаем к урочищу Тетеревка. Крупное поле с перелесками и наивысшей точкой в 92 метра над уровнем моря - холмом с отличным обзором на окрестности. Сохранившихся видимых следов сейчас нет, но если обратиться к довоенным финским картам становится понятно, что когда-то это поле было сельскохозяйственным - на вершине холма находилась деревня Leppäsenmäki (Ольховый Холм) насчитывающая несколько десятков дворов здесь и в окрестностях. У южной границы поля, на берегу ручья или у границы леса можно сделать небольшой привал.

Пересекая урочище мы выходим к автодороге Пески - Сосново - обычной просёлочной гравийной дороге, отворот от которой вскоре приведет нас к озеру Забытое. Это и несколько соседних озер родникового происхождения, поэтому даже в теплое лето их вода чистая и холодная. Здесь или еще через пять километров по маршруту, на более крупном озере Ветреное, имеет смысл планировать ночёвку. Несмотря на автомобильную доступность, даже в сезон здесь легко найти тихое место для палатки, а благодаря ветровалу оставшемуся после урагана, случившегося в 2010 году и до сих пор полностью неразобранного, проблем с дровами для костра не будет ещё много лет.

От озера Ветреное есть короткий выход к остановочному пункту 67 километр, однако имея запас по времени имеет смысл сделать небольшой крюк и посетить также озеро Щучье (оно же Чёрное), расположенное севернее. Отличающееся песчаным пляжем на крутом северном берегу и тёмно-красной (торфяно-железистой) водой, при этом абсолютно чистой и холодной даже в жару, это озеро находится по соседству с остатками финских укреплений времен Второй мировой войны. VT-linja, также известная как Карельский вал строилась финнами через весь Карельский перешеек в 1942—1944 годах, как замена разрушенной линии Маннергейма. Оборудованная траншеями, дотами и противотанковыми надолбами линия находилась во второй полосе финской обороны (первая проходила по линии фронта, на расстоянии 20-30 километров) и была прорвана советскими войсками в ходе Выборгско-Петрозаводской операции в районе посёлка Куутерселькя (ныне Лебяжье, Выборгского района Ленинградской области) за трое суток 12-15 июня 1944 года.

От озера Щучье наиболее удобно выходить к посёлку Орехово в район остановочного пункта 69 км. Этот финальный отрезок длиной около 7 км проходит по лесным дорогам, преимущественно вдоль линии электропередач и лишь в самом конце, частично, через сам посёлок.

Снаряга, одежда

Для одного дня:
Одежда и удобная обувь по сезону.
Термос с любимым напитком или компактная горелка для согревающего обеда.

Снаряжение для похода с ночевкой: палатка, коврик, спальный мешок, комплект сменной одежды на случай непогоды, КЛМН (кружка, ложка, миска, нож), горелка, еда.



Карта маршрута

Вариант маршрута ст. Лемболово - о.п. 69 км длиной около 30 км, рассчитанный на прохождение за два дня (Первый день - 10 км, второй день 20 км с ночёвкой на озере Забытое или по 15 км в день с ночёвкой на озере Ветреное). Маршрут также может быть пройден в обратном направлении.


Александр Самусев

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Карты Оставьте свой отзыв