Из Питера на выходные: Вещево
Посёлки Перово и Вещево, Выборгского района Ленинградской области.
Куда
Посёлки Перово и Вещево, Выборгского района Ленинградской области.
Как это далеко, на чем, какой бюджет
Электричка от Финляндского вокзала за 277 р., 2 часа до станции Верхне – Черкасово.
До посёлка Вещево можно добраться и автобусом из города Выборг за 136 р., 50 минут ( расписание).
Сколько времени потребуется
Несмотря на близость к Выборгу, в районе посёлков Перово и Вещево есть некоторые сложности с общественным транспортом и, в отсутствие собственного транспортного средства, имеет смысл закладывать на посещение этих мест хотя бы два дня.
Почему сюда, и в какое время года
Посёлки Перово и Вещево, в современной истории Ленинградской области, это, в первую очередь, пристанционные посёлки ныне разобранной железнодорожной ветки Выборг – Вещево – Мичуринское. Построенная на территории независимой Финляндии в конце 1920-х годов эта линия, протяжённостью около 70 километров, практически пересекала Карельский Перешеек поперёк. В изначальных планах было довести её до станции Сосново, тем самым замкнув Выборгское и Приозерское направления, однако самый восточный участок Мичуринское - Сосново достроен не был, ветка так и осталась тупиковой. В годы Второй мировой войны ветка подверглась серьёзным разрушениям и в послевоенное время была восстановлена только половина всех путей: участок от Выборга до Житково длиной в 34 километра.
С начала 90-х и до 2009 года пассажирское движение на этом участке несколько раз прекращалось по различным причинам и запускалось снова, но уже только до станции Вещево. По состоянию на 2008 год, линия являлась одним из самых убыточных малодеятельных участков Октябрьской железной дороги и 1 апреля 2009 года пассажирское движение на линии Выборг - Вещево было окончательно закрыто.
Лучшее время для посещения - конец лета или ранняя осень.
Must визит
Верхне-Черкасово
С краеведческой точки зрения, интерес представляют не только достопримечательности местных посёлков, но и сама бывшая железнодорожная линия Выборг – Мичуринское. Хотелось посмотреть на остатки путевой инфраструктуры линии, где еще десять лет назад осуществлялось пассажирское и грузовое движение, поэтому в сентябре 2019 года было решено пройти участок от посёлка Перово до посёлка Вещево.
Наш маршрут начинается на станции Верхне-Черкасово, Выборгского направления Октябрьской железной дороги. Пристанционный посёлок Черкасово, в целом не примечательный, в 1919 году являлся одним из узлов (“Y.-Sa” – Юля-Сяйние) тыловой оборонительной полосы линии Энкеля.
Следуя от станции на Северо-восток, пересекая трассу А-181 “Скандинавия” мы попадаем в посёлок Перово.
Перово, завод Александра Берга
Бывшая финская деревня Суур Перо, расположенная на берегу реки Перовка, до 1939 года входила в состав Выборгского сельского округа Выборгской губернии Финляндии. В 1876 году финский предприниматель Александр Берг, перенёс в деревню производство метизов. Продукция фабрики (гвозди различных типов, проволока, винты, гайки) в основном шла в Россию, но также экспортировалась за рубеж. Семья Берга владела фабрикой до 1908 года, но из-за финансовых трудностей была вынуждена продать её компании Ab Ferraria Oy. После обретения независимости Финляндии предприятие являлось крупнейшей промышленной фабрикой на территории Выборгской сельской общины: рабочими числилось около 200 человек, на территории располагалась малая ГЭС, лесопилка и мельница. Интересно, что вода вырабатывала не только электричество, но и посредством ременных передач приводила в движение станки для изготовления гвоздей. Корпуса завода, остановившего производство в 1939 году, сохранились до наших времён, как и мост-дамба на реке Перовка, с перепадом высоты около 10 метров.
В северной части посёлка расположен вокзал станции Перово (до 1948 года - станция Суурперо), построенный в 1928 году и закрытый, вместе с расформированием линии. От него маршрут продолжается по чётко прослеживаемой, но уже активно зарастающей железнодорожной насыпи с остатками шпал, на восток, мимо остатков финского хутора Экман (сохранились фрагменты фундамента и каменный колодец с питьевой водой).
Осиновка, Гавриловское озеро
В семи километрах на Восток от станции Перово располагался следующий остановочный пункт - платформа Осиновка.
Южнее неё находится озеро Гавриловское, к берегу которого ведет дорога, пересекающая насыпь железной дороги двумя километрами западнее посёлка. Берег этого озера - хорошее место для привала или ночёвки. Здесь же можно пополнить запасы питьевой воды для дальнейшего маршрута, который будет пролегать по тропинке вдоль озера на север, а затем на восток. В северной части тропа пересекает ручей Осиновский и преодолеть его можно либо вброд, либо по бобровой плотине, расположенной практически в самом русле. Далее следует взять азимут на восток (около 400 метров) до заметной на местности тропы и двигаться по ней на север. Также можно двигаться на север сразу, по берегу ручья. Второй вариант, несмотря на отмеченную на топокартах тропу (видимо ещё финскую и почти утерянную ввиду неиспользования), подразумевает довольно большое количество “буреломинга” и осложняется частичной заболоченностью местности и совсем уж густыми зарослями подлеска на подходах к посёлку Осиновка.
Оба варианта движения, в конечном итоге, выводят нас обратно к железнодорожной линии у станции Осиновка. Вокзал станции, построенный в 1928 году, ещё в начале 90-х годов 20 века был разрушен. До апреля 2009 года, пока здесь ходил пригородный поезд, сохранялись только остатки финской платформы, которая была окончательно разобрана после его отмены.
Сам посёлок Осиновка, ныне официально нежилой, располагался к северу от станции. На его территории сохранились остатки фундаментов и построек как финских, так и советских времен и здание бывшего Осиновского сельсовета. Расформированный в конце 90-х он находился в двухэтажном кирпичном здании бывшей финской школы, относящейся ещё к довоенным местным финским сооружениям.
Следующие пять-шесть километров, до посёлка Вещево вновь преодолеваем по ж/д насыпи.
Вещево, военный аэродром «Вещево»
На расстоянии 26 км от Выборга и 13 км от Перово располагалась одна из крупнейших станций данного железнодорожного участка – станция Вещево. У первого из четырех путей станции располагается посадочная платформа финской постройки. Неподалёку от платформы, на возвышении, расположено двухэтажное кирпичное здание железнодорожного вокзала.
В советское время станция была связана подъездными путями с располагавшимся в её окрестностях песчаным карьером и военным аэродромом, к границе которого мы попадаем, делая крюк через посёлок и двигаясь на юг. Бывший военный стратегический аэродром Вещево, крупнейший военно-транспортный аэродром северо-запада России, площадью почти 800 гектар был построен, в 1960 - 1970-е годы. Как и все крупные военные объекты “Вещево” имел полную автономность и обладал развитой инфраструктурой: в непосредственной близости от аэродрома был образован военный городок Вещево. Здесь, рядом с одним из трех десятков самолётных ангаров, можно сделать очередную остановку для отдыха, а на окраине аэродрома даже спокойно переночевать.
Выбираться из посёлка Вещево проще всего автобусом №145 (расписание есть в начале статьи), до города Выборг и далее одним из многих пригородных поездов.
Снаряга, одежда
Для одного дня:
Одежда и удобная обувь по сезону.
Термос с любимым напитком или компактная горелка для согревающего обеда.
Снаряжение для похода с ночевкой: палатка, коврик, спальный мешок, комплект сменной одежды на случай непогоды, КЛМН (кружка, ложка, миска, нож), горелка, еда.
Карта маршрута
Линейный маршрут Верхне-Черкасово - Вещево. Суммарно, около 35 км.