Крюконоги. История создания
С развитием альпинизма росли и аппетиты восходителей. Их привлекали все более и более технически сложные маршруты. И в какой‑то момент желание пролезть именно эту гору именно по этому маршруту вошло в острый конфликт с лазательными возможностями человека. Но человек не был бы человеком, если бы не придумал, как преодолеть этот барьер.
С развитием альпинизма росли и аппетиты восходителей. Их привлекали все более и более технически сложные маршруты. И в какой‑то момент желание пролезть именно эту гору именно по этому маршруту вошло в острый конфликт с лазательными возможностями человека. Но человек не был бы человеком, если бы не придумал, как преодолеть этот барьер.
В этом преодолении родилась очень важная для альпинистов техника, позже ставшая, практически, отдельной дисциплиной со своими соревнованиями и мастерами, и которую коротко можно обозначить всего тремя буквами — ИТО. Эти три буквы означают преодоление горного рельефа с помощью Искусственных Точек Опоры. То есть, любая точка (крюк, закладка, шлямбур и т.п.), прикреплённая к горе человеком, используется не только для страховки, но и для опоры — руки, ноги, и, возможно, более (или менее) подходящей части тела.
Нагляднее ИТОшные технологии на заре технического альпинизма показаны в известном фильме из далёкого 1966. Конечно, все эти прибамбасы — лесенки, платформочки — были весьма громоздки, тяжелы как в использовании, так и, в принципе, сами по себе. А главной проблемой лесенок как тогда, так и сейчас, является низкая точка опоры, делающая их использование, в отсутствии какого‑нибудь зацепа в районе пояса, практически, бесполезными на хоть сколько‑нибудь нависающих маршрутах.
Именно эти недостатки была призвана исправить гениальная идея неизвестного (лично мне) альпиниста из СССР (судя по всему) — перенести точку опоры к колену.
Он прикрепил крючок под коленной чашечкой таким образом, что нагрузка распределилась между стопой и голенью, а к точке на скале предложил вешать стропу с кольцами, в которые будет вставляться этот крючок, обеспечивая подъем по стене как по лесенке.
Изобретатель крюконог
Слава богу, жив оказался этот советский альпинист, считающийся создателем крюконог, и имя ему Борис Александрович Барулин.
Вот какую информацию даёт о нем издание «Альпинисты Северной столицы»:
Барулин Борис Александрович (26.08.1946) – инженер-электронщик, ЛИАП (1973). В настоящее время — ТОО «Фирма ИНФОР», директор. Первое восхождение — 1968. Последнее восхождение — 1989. КМС — 1973. МС СССР — 1979. Жетон «Спасотряд» – 1974, спасработ — 5. Инструктор: 3 кат. — 1979, 2 кат. — 1981; работал инструктором — 440 дней, в т.ч. ст. тренер сборов, экспедиций — 55 дней, начспас — 70 дней. Количество восхождений: 113, в т.ч. 5 к/тр. — 31, 6 к/тр. — 10, из них четыре руководства и два первопрохода. Первенство СССР — 2: 1980, 1-е место, скальный класс (очный), рук. — Щедрин, 5б; 1981–2-е место, скальный класс (очный), Ярыдаг (Щедрин Г.С., Андреев А., Глушковский А., Мошников А., Трощиненко Л.). Зимних — 5 к/тр. — 4; 6 к/тр. — Чатын по «ромбу» С стены, (23.02.1984, Мошников А., Барулин Б., Калмыков С., Сазанов С.) – первая в СССР зимняя шестёрка!‥!
Интервью изобретателя
Мы позвонили Борису Александровичу, и вот, что он нам рассказал…
После гибели Юры Логачёва на пике Маркса (6726 м) в 1978 году команде Ленинградского «Буревестника» было запрещено выступать в Чемпионатах СССР по альпинизму два года. Мы с Юрой Горенчуком (на тот момент бывшего председателем секции «Буревестник» г. Ленинграда, старшим тренером, Мастером спорта международного класса) стали думать, что делать.
Юрка предложил очный класс Ленинграда. Подготовили проект Положения о Чемпионате, вышли на Президиум Федерации…С.М. Саввон (председатель Федерации Ленинграда) и Костя Клецко (Гостренер по Ленинграду) его поддержали, В. Шатаев проявил интерес и не возражал. Вот так и получилось, что в 1979 году по нашей инициативе был проведён первый в СССР очный Чемпионат Ленинграда по альпинизму в техническом классе. Участвовало восемь команд от ДСО и альклубов.
Команда ЛИАП в составе Б. Барулина, М. Хитрова, А. Кочкина, А. Мошникова (ЛКИ — открепительный талон), Л. Сапожкова, Л. Степашкиной, В. Сазанова, С. Коваля (ЛГУ — открепительный талон), пройдя в отличном стиле двумя группами за 10 дней четыре маршрута высшей категории трудности в непростой борьбе выиграла Золотые медали!
С чего все началось
Это было летом. А осенью 1979 года в польском журнале «Татерник» я увидел крохотную черно-белую фотографию какого‑то японца, одетого в так называемые «кольценоги». К двум шнуркам из репшнура, через 40 см., были привязаны по 3 крючка и под колено на широкой стропе привязано кольцо. Я подумал, что это неудобно, репшнуры будут перекручиваться и путаться, а крючки, при вытягивании будут цепляться за рельеф и застревать в трещинах), а кольцо, чтобы зацепить ключек, нужно поднимать рукой. Но картинка запала. Я стал думать…в том числе, куда поехать летом.
По совету нашего Миши Кайдановского я написал письмо известному начучу Галине Щепаловой (классной и крутой тётке), которая работала в 1979 году в а/л «Цей». Мишу и Галину Щепалову связывала такая история… С квалифицированными инструкторами и тогда было плохо, а тут вдруг к ней обращается группа питерцев: Миша Кайдановский, Толя Приблуда, Сергей Волков и Лёня Падва с условием, что они готовы отработать в Цею по три смены, но в один из пересменков их выпустят на «шестёрку». Щепалова ответила: «Приезжайте, там посмотрим». И ребята приехали, и сделали ЭТО — во второй пересменок сходили на Чанчахи по «шестёрке» за четыре дня!
Прощаясь с нашими бойцами, Галина сказала: «Ребята, приезжайте ещё, я выбью под вас место в Чемпионате СССР».
В СССР ежегодные Чемпионаты по альпинизму финансировались из двух источников — бюджета Спорткомитета СССР и Профсоюзами. Нечётный год — Комитет, чётный — Профсоюзы. Так как альплагеря были профсоюзными, раз в два года им выделяли квоту на участие в скальном и техническом классах по две команды в каждом классе. Всего четыре места — а лагерей у нас в 80-м году было много, и конкуренция лагерей за места в Чемпионате была довольно острой. 1980 год был Профсоюзный, и Галине Щепаловой удалось выбить для лагеря место на Чемпионате — а это дополнительное финансирование лагеря, обновление склада альпснаряжения, возможность карьерного роста начуча (по умолчанию начуч был тренером команды (а Заслуженный тренер, который подготовил Чемпионов, получал надбавку к пенсии).
По разным причинам (у кого диссертация, у кого здоровье, а Лёня Падва уже начал оформлять выезд в Израиль) эта команда не смогла выехать в горы. А Галина Щепалова получила повышение, её перевели работать в а/л Шхельда — лучший лагерь в СССР после Безенги. Итак, по совету Миши Кайдановского, я звоню Галине Щепаловой, и говорю ей, что хочу у неё поработать две-три смены в 1980 г. «Приезжай и привози команду, мы получили место в Скальном классе»,- ответила она.
Второе место удалось добыть начучу Узункола П.П. Захарову, начспасом в то время у него был Борис Кораблин. Команду я собрал быстро: Гошу Щедрина, Толю Мошникова, Сашу Глушковского долго уговаривать не пришлось! Кстати, первоначально я приглашал в команду Сашу Липчинского, и он согласился. Но в январе погиб в лавине, и мне пришлось переделывать Заявку.
25 мая 1980 г. я прибыл в Шхельду.
Десять первых дней как начспас лагеря я перебирал и отбраковывал снаряжение. Отбраковал четыре ледоруба. То есть, просто их распилил. В руках остались темляки и кольца. Жетончик упал, и всплыли «кольценоги» из польского журнала «Татерник». У меня с собой была стропа, я начал шить…Начал с лесенок. Колец не хватало. Пришлось отбраковать ещё несколько ледорубов. И здесь очень важная деталь — в японских «кольценогах» под коленом было пришито кольцо, я же взял самый длинный крюк, согнул его и вшил в подколенную стропу вместо кольца. К моменту приезда команды 07.06.80 я, по наитию, сшил первые! уже крюконоги.
Секретное питерское оружие
Тем временем все участники заключили с Лагерем по почте Договоры на работу, каждый не менее, чем на три смены. Сроки Чемпионата входили в рабочий стаж, поэтому особых проблем не было. Гоша Щедрин и Саша Глушковский прилетели вовремя, к началу первой смены, и были назначены инструкторами двух групп третьеразрядников.
В лагере в первой смене (начало 08 июня) было только два отделения третьего этапа. Толя Мошников, который в мае закончил Школу инструкторов и заключил с Лагерем Договор на работу на три смены, не смог убедить начальство Адмиралтейского завода отпустить его раньше, поэтому прибыл в лагерь только 20 — го июня и был зачислен стажёром в отделение значков.
Гоше (Щедрину) и Шурику (Глушковскому) я показал крюконоги в первый день встречи в лагере, 07 июня 1980г. Реакция на крюконоги ребят была положительная, а после испытаний — полный восторг.
Боевое крещение мои крюконоги получили на тренировочном к Чемпионату восхождении. В пересменок между первой и второй сменами мы в двойке с Толей Мошниковым прошли п. Вольная Испания, 5Б, маршрут В. Коломыцева с одной сидячей ночёвкой на стене. Крюконоги работали отлично. Какой маршрут прошли Гоша с Шуриком, я уже не помню.
А 10 июля мы вылетели в Арча-Каныш, Памиро-Алай, чтобы пройти пик ХХII Олимпиады по Центру Восточной стены в рамках участия в Чемпионате СССР по альпинизму в скальном классе.
Крюконоги к этому моменту были уже у всей команды, и когда Кораблин увидел это ранее невиданное питерское секретное оружие, то подал претензию судьям о том, что это снаряжение не было сертифицировано, а, значит, не могло быть использовано на соревнованиях. Но судьи отклонили претензию под предлогом того, что «крюконоги» не являются средством страховки, а лишь впомогательным.
Это идея настолько понравилась альпинистам на просторах бывшего СССР, что, практически, каждый второразрядник сразу начинал шить себе что‑то подобное. А за изобретением закрепилось название «крюконоги».
К слову, «на западе», крюконоги в комплекте с лесенками называют «Russian aiders», и в определённых обстоятельствах они могут стать неотложной помощью даже для тех, кто планировал преодолеть маршрут свободным лазаньем, но погода или состояние маршрута сделали это невозможным. Кстати, к некоторым моделям крюконог можно присоединить регулируемую стропу с пряжкой и, таким образом, собрать клифу с точкой фиксации под коленом.
Клифы
Клифа обладает определёнными преимуществами над парой крюконога + лесенка:
её не уронишь на маршруте (лесенку же лучше подстраховать), можно регулировать длину шага, у неё нет колец, которые в случае с крюконогами за все цепляются…
Зато крюконоги выигрывают у клиф на сильнонависающих маршрутах, в любое кольцо можно вставить крюкопузо.
Ещё, например, крючком можно встать непосредственно в точку (ухо камалота, ручку фифы, карабин в якоре, тросик стоппера, ухо шлямбура и т.д.), что может давать выигрыш до 15–20 см, соответственно, следующую точку можно поставить на эти же 15–20 см выше. Если предположить, что на одну верёвку (50 метров) сплошного ИТО необходимо 40 точек (шаг 1,25 см), а мы сможем его увеличить на 15 см до 1,4 метра — получим 35 точек.
Экономим 5 часов на маршруте
Если на каждую точку тратить хотя бы две минуты и ещё одну минуту будет тратить напарник чтобы её достать (это уже три минуты свободного времени на каждую точку), таким образом можно сэкономить 15 минут на одной верёвке. Представьте, что на маршруте их 20 — это пять часов чистого времени. Можно успеть вылезти маршрут до темноты, ухудшения погоды, сэкономить ночёвку и т.д. Понятно, что это всего лишь математическое приближение, и в реальной жизни всё сильно хаотичнее, но данное преимущество крюконог достаточно важное.
Чем меньше времени «тупишь» на стене, тем больше и времени, и сил останется на спуск. Из недостатков я бы отметил неудобство, возникающее при переходе с ИТО на свободное лазание, так как крючок никуда не девается, и продолжает цепляться за рельеф, да и стропы не добавляют удобства, зато в любой момент можно достать компактную лесенку, или встать крюком в точку, петлю/карабин и снова перейти на ИТО.
К тому же, с крюконогами (если есть петля рядом с крючком) и жумарить сильно проще, можно работать двумя ногами (особенно актуально, если тащите баул).
Крюконоги можно надевать вместе с кошками — актуально на комбинированных маршрутах. Прямо — таки чудо вещь для любого альпиниста, планирующего технические восхождения, за исключением приверженцев чистого стиля, хотя и для них может использоваться как страховка в тяжёлых ситуациях.
Какие выбрать?
Всегда можно сшить самому, главное, использовать надёжные стропы и нитки для сшивки, прочный и безопасный крючок, не забыть добавить возможность регулировки, чтобы было одинаково удобно надевать летом на скальники и зимой на двойные ботинки с кошками, кто знает, куда вас позовут друзья отмечать Новый год в следующий раз.
Авторский подход открывает широкие просторы для кастомизации, есть чем заняться в плохую погоду в горах или дома на карантине.
Но, если вы не уверены в своём мастерстве на 100% и готовы заплатить не только за материалы, но и за работу, настоятельно рекомендую заглянуть в специальный раздел на нашем сайте.
На данный момент в наличии есть 3 модели крюконог от компании «Krukonogi» - пожалуй, лучшего производителя крюконог в мире.
Большой опыт производства специального снаряжения для BigWall альпинизма и личный опыт ИТО восхождений позволили ребятам создать продукт, близкий к идеалу.
Самые крутые крюконоги на рынке
Фурнитура из титана, основная стропа из дайнемы для облегчения, всё, где нужно,усилено дополнительными слоями нейлона и/или баллистика, пряжки, которые не распускаются под давлением, специальная петля для клифы или под жумаринг. Самые крутые крюконоги на рынке.
Помимо этого, в линейке Krukonogi есть более бюджетные варианты: они не менее продуманные, с таким же функционалом, но выполнены из чуть более простых материалов.
Лесенок лучше брать четыре на каждый один ряд колец, по две лесенки в точку. Так гораздо проще позиционироваться на скале.
Плюс — можно аккуратнее работать на скайхуках, фифах и т.п
Маслов Д., Барулин Б.А.