Скандинавия без машины и матраса
Что вы представляете, услышав слово Скандинавия? Возможно, вспомните викингов, мифологию, руны и прочую культурно-массовую атрибутику.
Что вы представляете, услышав слово Скандинавия? Возможно, вспомните викингов, мифологию, руны и прочую культурно-массовую атрибутику. Если же спросить о Скандинавии в плане путешествий, то мы услышим в первую очередь про Норвегию и фьорды, потом про Исландию и её вулканические ландшафты, затем, наверное, Финляндию: коттеджи, рыбалку, сауну. Швецию и Данию многие не вспомнят или вспомнят только относительно посещения Стокгольма или Копенгагена в качестве галочек в программе посещения всех Европейских столиц.
Согласно Wikipedia ,Скандинавия включает в себя Норвегию, Швецию, Данию, а Исландию и Финляндию, увы, не включает. Про Норвегию и фьорды написано прилично, про Данию я не знаю, буквально, ничего, кроме Андерсена и русалочки, а вот про Швецию знаю много интересного.
Если посмотреть на карту, то мы обнаружим, что Швеция делит почти пополам то, что называется Скандинавским полуостровом. Как раз вдоль границы Швеции и Норвегии располагаются наиболее интересные горные массивы Швеции.
Итак, речь пойдёт о Швеции и её горах.
Почему Швеция, а не Норвегия?
То, что в Норвегии обрывается крутыми склонами фьордов, в Швеции более плавными формами спускается в сторону Ботнического залива. Поэтому путешествия по горам Швеции – это больше треккинг, чем горный туризм. Для Швеции вам не понадобятся специальные навыки или снаряжение.
Инфраструктура (разметка, наличие аварийных хижин, логистика) маршрутов на территории Швеции более комфортна. Большинство маршрутов доступны без личного автомобиля – в Швеции хорошо развит общественный транспорт.
Цены на еду, проживание и проезд в Швеции ниже, чем в Норвегии, а погода – лучше.
Как добираться?
Для большинства жителей России удобным ключевым перевалочным пунктом будет Стокгольм. Отсюда вы сможете добраться до любой точки страны на автобусе, поезде или самолёте местных авиалиний. Я опишу варианты, когда отправной точкой будет Санкт-Петербург. Есть несколько возможностей.
Самолётом прямым рейсом. Стоимость с багажом, примерно, 10000 рублей. Преимущество в том, что полёт занимает всего 1 ч 30 минут. Хороший вариант, если у вас короткий отпуск, или вы хотите сэкономить время для экскурсий по городу. Что делать в городе – расскажу ниже.
На пароме. Для этого сначала придется добраться до Хельсинки или Турку. Из СПб до Хельсинки ходят несколько регулярных рейсов: Совавто, Lux Express и Ecolines. Стоимость билетов от 1000 до 1500 рублей.
Мне больше всего понравился вариант от Lux Express, потому что автобусы комфортные, качественный Wi-Fi, а в кресла встроены мониторы с фильмами и музыкой. Информацию по расписанию рейсов и стоимости вы найдете на сайтах компаний.
Существует возможность воспользоваться маршрутным такси на 8-9 человек, которое заберёт вас прямо из дома. По цене будет, примерно, 2000 рублей, а едет маршрутка быстрее автобуса, порой 5 часов против 7-8. Компанию можно выбрать любую, Yandex вам в помощь, я пользовался обычно этой.
Я больше склоняюсь к автобусному варианту, потому как они всегда чётко соблюдают расписание, проходят границу без очереди, и дорога проходит легче и комфортнее, чем в маршрутном такси.
Еще до Хельсинки можно добраться на поезде Allegro. Из плюсов - он очень быстрый и комфортный. Из минусов – дорогой и приезжает не к парому.
Затем Хельсинки – Стокгольм на пароме компаний Silja Line или Viking Line.
При использовании лайфхака можно купить билет на паром за 20 евро за двухместную каюту без окон. Лайфхак следующий: заходите на сайт Silva line или Viking Line, но не русский, а шведский или финский.
На этих сайтах регулярно появляются предложения по круизам дешевле чем билет в одну сторону. Покупаете круиз Хельсинки – Стокгольм, а выходите в Стокгольме. Обратно отправляется пустая каюта. Правилами не оговорено, что вы обязательно должны откатать круизный пакет от начали и до конца. Финский и Шведский сайты полностью подобны русскому варианту, поэтому навигация на них аналогична, разобраться можно, тем более что удачные по цене предложения будут вывешены отдельными баннерами. Стоит помнить, что при прочих равных путешествие на пароме Viking Line обойдётся дешевле, чем Silja Line.
Такой вариант из СПб до Стокгольма займёт у вас 25-26 часов, как минимум, если вы выберете утренний, в 6:00 – 7:00 утра, рейс автобуса, который привозит вас сразу к парому. В этом случае получается дешевле всего, порядка 2500 рублей, и остается пара часов на шопинг- пробежку по Хельсинки. Или хотя бы заход в Fazer Café по адресу: Helsinki, Kluuvikatu, 3.
Внимание! У поездки на пароме есть подвох. Так как паром идёт из Хельсинки до Стокгольма порядка 18 часов, то на нём возникнет необходимость поесть. Так вот прекрасный ужин в стиле Шведский стол обойдётся вам в 35 евро на человека, а завтрак в таком же стиле 11 евро.
Правда, вам никто не помешает взять с собой бутербродов и доширак. На худой конец, можно купить готовую еду в супермаркете – это обойдется от 2 до 4 евро за блюдо.
Существует еще один вариант дороги без парома. Перелет из Хельсинки в Стокгольм на Норвежских авиалиниях. Стоимость на одного с багажом составит 63-65 евро.
В Стокгольме
Если вы прилетели в Стокгольм на самолёте, то вам ещё необходимо будет добраться до центра города, где находится центральный железнодорожно-автобусный узел. Лучше всего это сделать при помощи автобусной компании Flyggbussarna.
Если покупать билет через приложение, то получится 99 SEK (Шведских крон) на человека. Автобус ходит каждые 15-20 минут. На дорогу вы потратите, в зависимости от дорожной ситуации, от 45 до 60 минут. Автобус прибывает на тот самый железнодорожно-автобусный узел, откуда продлится ваше путешествие.
Если вы приплыли на пароме Silja Line, то для того, чтобы добраться до ж/д вокзала вам понадобиться метро. Если это был Viking Line - то автобус. В обоих случаях можно дойти пешком, но это около 4 км от любого из терминалов.
Я рекомендую заложить один день пребывания в Стокгольме, как минимум. Этот день можно потратить на отдых, чтобы дорога до места старта вашего путешествия не была столь утомительной, на осмотр достопримечательностей Стокгольма и посещения лучшего outdoor магазина Стокгольма – Alewalds на Kungsgatan 32.
В магазине вы сможете приобрести газовые баллоны, хорошую непромокаемую карту района, который собираетесь посетить, в масштабе 1:50000, а также сублимированное питание высокого качества, которое сильно снизит вес и объём вашего набора продуктов и разнообразит меню.
Перед тем, как двинуться дальше, рекомендую заглянуть на эти ресурсы:
Если вы дружите с картографией, то вам сюда. Здесь вы найдёте онлайн топографическую карту Швеции в крупном масштабе, где можно с помощью подключения разных слоёв увидеть промаркированные тропы, расположение горных отелей и хижин, относящихся к STF.
Если вы хотите готовое путешествие то, стоит посетить сайт Шведского Туристского Общества (STF) . Об этой организации стоит написать отдельную статью, а пока вот только на английском. На сайте есть раздел Activities, где можно получить информацию по разным видам активностей (треккинг, каякинг, альпинизм, катание на лошадях и пр.) оператором которых является STF, а также вкладка Mounatin где описаны районы, условия и правила пребывания, расположения горных хижин (STF Mountain Cabin) и станций (STF Mountain Station). Также есть ссылки на картографические материалы и варианты классических маршрутов в предложенных районах.
А ещё вам пригодится сайт Шведских Национальных Парков, где вы сможете искать вдохновение великолепными фотографиями и черпать информацию о конкретных местах, которые вы хотите посетить.
Из Стокгольма до стартовой точки маршрута
Для того, чтобы спланировать ваш маршрут до начала треккинга, вам необходим всего лишь один сервис.
Вы выбираете начальную точку — это Стокгольм, и конечную точку (в нашем случае это была Grovelsjon Fjall Station), выбираете время и дату отправления, и сервис выдаёт вам весь маршрут с пересадками с поезда на поезд и с автобуса на автобус, если потребуется, и тут же предлагает приобрести билет, один на весь маршрут. В принципе, для каждого лёна (административная единица Швеции) существуют свои автобусные и ж/д операторы, но сервис учитывает всё и в расшифровке маршрута можно посмотреть подробно, какая именно компания оказывает вам услугу на каждом этапе. Можно зайти на сайт этой компании и посмотреть их маршрутную сетку, чтобы понимать, куда вообще можно добраться с помощью общественного транспорта в данном конкретном лёне.
Теперь о погоде, снаряжении и сезоне на понятном русском
Стоит помнить, что широта горных массивов Швеции что-то в районе республики Карелия и севернее, поэтому ожидать дневные температуры выше 20 градусов не стоит, а ночные температуры будут часто близки к +3/+5 в зависимости от месяца. Стандартные сезоны для путешествия в горных районах Швеции это май – август. С мая по август точно работает вся инфраструктура хижин и все автобусные маршруты в удалённые ненаселённые районы. Так как обычно у шведов школьные каникулы длятся с июня по август, то самое удачное, на мой взгляд, время для путешествия – это конец июля – начало августа. В это время погода и температурные режимы наиболее благоприятны, меньше всего туристов на маршрутах (в основном немцы или датчане), а к середине августа уже поспевает черника.
Что по снаряжению?
Здесь я буду давать ссылки на то снаряжение, которое мне кажется наиболее подходящим вне зависимости от цены. Я считаю, что комфорт достигается качественным и хорошим снаряжением, и что он стоит своих денег. Что-то из указанного у меня есть, о чём-то я пока мечтаю)
- Вам необходима хорошая двухместная, если вы не закоренелый одиночка, палатка с небольшим весом.
- Рюкзак литров на 65-75.
- Аэромат (Thermarest).
- Газовое оборудование и посуда для приготовления пищи (во многих районах и национальных парков разведение костров невозможно либо предусмотрено только в особых местах).
- Спальные мешки с температурой комфорта от -2 и ниже.
- Хорошие треккинговые ботинки.
- Треккинговые палки.
Мембранные штаны и куртка, противодождевая накидка на рюкзак, термобелье и термоноски в достаточном количестве. Неплохо иметь тёплый бивачный комплект из синтетической куртки и штанов, потому что перепад между дневной и вечерней температурой может быть до 20 градусов, что по ощущениям похоже на наступление ледникового периода. Шапочка и перчатки тоже не будут лишними.
Из погодных особенностей стоит отметить постоянный ветер. Он может быть сильным, он может быть слабым, но он с тобой всегда и повсюду. Также можно ожидать затяжных дождей на день-два-три. Он может быть не очень сильным, но идти постоянно. Совокупность неблагоприятных погодных условий: сильный ветер, дождь, туман могут сильно затруднить навигацию. Поэтому при возможности стоит иметь GPS с проставленными точками маршрута и загруженной картой района.
Из приятных особенностей можно отметить доступность и чистоту питьевой воды, поэтому стоит иметь с собой флягу и кружку чтобы пить из каждой чистейшей лужи.
Как это было у нас
Это был осознанный маршрут, учитывающий наш опыт как самостоятельных туристов и людей, предпочитающих уединение общению. В поисках красивых картинок из Норвегии в интернете я наткнулся на несколько удивительно подходящих моему настроению пейзажей. Покопавшись ещё немного, обнаружил, что все они относятся к Femundsmarka National Park который является частью большой природной территории, располагающейся на границе Швеции и Норвегии.
Дальше, по описанному выше алгоритму, с использованием описанных сервисов был накидан маршрут, который нам предстояло преодолевать.
Немного путевых заметок из Instagram позволят вам представить как оно получилось в конечном итоге у нас.
Глава первая, в которой герои покидают гостеприимную Швецию и попадают в негостеприимную Норвегию. В пути знакомятся с белым оленем, пересекают границу за 10 секунд, перевыполняют ходовой план на 3 км и привыкают к новому переносному немецкому домику.
Глава вторая. В ней герои лучше знакомятся с Норвегией. Оказывается она девицей ветреной, а изъясняется излишне туманно, а порой пускается в истерики с ветром и дождём. Выясняется, что олени в тумане выглядят загадочно и таинственно, а дачи в заповедниках есть не только в России. И, напоследок, пара чашек кофе за 1600 рублей убеждают героев, что Норвегия очень дорогая страна и стоит прибавить шагу.
Глава третья. В ней герои восстанавливаются от пережитых ужасов второй главы при помощи черникотерапии, по достоинству оценивают удобство и дизайн норвежских WC и с лёгким сердцем отправляются в путь. Оказалось, что саванну можно снимать и в Femundsmarka, надо только оленей нарядить в африканских зверей. Но Норвегия оказалась не только капризной, но и коварной. Как только герои оказались посреди каменной пустыни в маленьком оазисе и приняли решение вкусить скудный обед, ветер с дождём попытались сорвать их планы. Герои, спешно поглотив ароматный сублимат, обнаружив на дне кастрюли невытащенный силикагель, припустили в сторону леса, не желая быть поджаренными норвежской молнией. Но и лес не дал героям успокоения. Вначале пришлось продемонстрировать навыки оказания первой помощи и наложения шины на треккинговый ботинок, а затем в сумерках преодолевать невероятные норвежские буераки, по которым и без рюкзаков-то пройти сложно.
Глава четвёртая. Герои покидают негостеприимную Норвегию, возлагая обоснованные надежды на уютные тропы Швеции. Швеция не подводит – надёжная страна, что тут добавишь. За три с половиной дня в Норвегии можно сказать только одно: если бы не нефть = деньги, то Норвежская реальность не расходилась бы с Норвежским фольклором – мрачным, холодным и безжалостным.
Глава пятая, солнечная. Герои с сожалением покидают уютный туалет при Rogen Fjallstuga, предварительно обновив гипс на раненном в третий день ботинке героини. Время длится медленно, почти не заканчиваясь, как и подъём, который приходится преодолевать первую половину пятой главы. Перевалив через вершину, герои делают привал и обнаруживают, что шведская черника значительно крупнее норвежской, что и требовалось доказать. Конец этого прекрасного дня скрасила краткая беседа с одиноким смотрителем fjallstuga, который подтвердил, что мы первые русские, которых он видит за этот сезон и за многие сезоны до. Испытывая радость первопроходцев, герои продвинулись ещё на три километра к аварийной хижине, в которой можно греться, но не ночевать, так и написано. А раз так написано, то так и сделано, герои люди законопослушные.
Глава шестая. Герои принимают решение сократить первоначальный план из-за того, что ботинок героини уже не спасёт ни гипс ни шина. Вещевые мешки значительно опустели и позволили героям идти бодрее. На пути встречались олени, пожилые шведки с собачками и бородатые шведы, бегущие с 60-ти литровыми рюкзаками и спиннингом. Под конец этого удивительного дня героям показались крыши Grovelsjon Fjall Station, указывая верное направление в шведской каменистой пустыне.
Глава седьмая. Герои хоронят погибший смертью храбрых немца Meindl и берут в аренду скромного итальянца Aku, чтобы совершить пару радиалок в оставшееся время. Итальянцы, как всегда, на высоте, олени, как обычно, на своих местах, героиня довольна. В конце дня герои сражены наповал бесконтактной системой оплаты местного пекаря. Деньги в лоточек кладёшь – печеньки берёшь и никого нет, ни пекаря, ни камер – чудеса.
Глава восьмая. Туманная и дождливая. Последний день перед отъездом был посвящён бессмысленным шатаниям в условиях полной невидимости и сидением в огромной сауне в одиночку.
Ранним утром следующего дня герои, отряхнув конденсат с чума, садятся в общественную повозку и уезжают на восход в загадочную Россию.
Немного о тратах
Мы с женой люди довольно занудные, поэтому всё записываем) Цифры указаны из расчёта двух человек, и указаны только значимые траты.
- Спортивная страховка - 3700 рублей
- СПб - Хельсинки - маршрутка - 3200 рублей
- Хельсинки - Стокгольм - паром Viking Line + ужин + завтрак - 15300 рублей.
- Гостиница в Стокгольме на одну ночь - 5600 рублей
- Траты на сублимированное питание в Alewalds - 7000 рублей
- Стокгольм - Grovelsjon Fjall Station - Стокгольм - 11750 рублей
- Стокгольм - гостиница на две ночи - 15300 рублей
- Стокгольм - Хельсинки - самолёт - 7500 рублей
- Хельсинки - СПб - маршрутка - 3200 рублей
Итого бюджет на двоих вышел 72550. рублей. Если убрать три ночи в гостинице и ужины на пароме, то получится сократить траты до 39650 рублей. Да, это менее комфортный вариант, но приемлемый. Нюанс будет в том, что время отправления поезда вам надо будет состыковывать с временем прибытия парома или самолёта. Также полностью ужаться по питанию и брать всё с собой из России.
Что в итоге?
Кому бы я категорически рекомендовал посещение Швеции? Всем. Всем, кто боится путешествовать самостоятельно, но очень хочет попробовать. Швеция предоставляет возможности для любого вида пешеходного туризма от одного дня до эпических путешествий в месяц длиной. Чего стоит их знаменитый Kungsleden (Королевская тропа).
Это не первое моё посещение Швеции, и не последнее, точно. Первые два раза я знакомился с ней в экстремальном формате 110 км за 33 и 20 часов, соответственно. Следующий раз случился, когда я провёл свой первый поход в качестве руководителя жены в Национальном Парке Сарек.
И следующее путешествие, вероятно, будет связано со Швецией. Пора мечтать и строить планы.
Ваш Алексей Соболев.
sobolev@tramontana.ru
https://vk.com/sablexteam
Tramontana PRO TEAM