Татры по-домашнему, или куда податься осенью в горы
Та́тры — наивысшая часть горной системы Карпат. Наивысшая точка наивысшей части — гора Герлаховски-Штит, 2655 метров. В Татрах насчитывается 25 пиков высотой более 2500 метров.
Я очень люблю осень. Её яркую жёлто-красную палитру, которой она щедро окрашивает деревья, нежаркое солнце и прозрачное голубое небо. Ещё мне нравятся горы. А ещё я отношусь к тем людям, у кого отпуск не когда хочется, а когда получится, поэтому мне регулярно приходиться искать необычные варианты путешествий, сочетая несочетаемое, в данном случае, горы и осень.
Из трёх вариантов, которые сложились накануне сентября 2020: 10–12 дней в палатке в Швеции при ночных температурах ниже нуля, 10 дней в пропахшем красной рыбой норвежском Бергене и 10 дней в неизвестных Татрах. Я выбрал комфорт и бюджет, то есть Татры.
— Татры это, вообще, что?
— Не что, а где.
Та́тры — наивысшая часть горной системы Карпат. Наивысшая точка наивысшей части — гора Герлаховски-Штит, 2655 метров. В Татрах насчитывается 25 пиков высотой более 2500 метров.
Татры делятся на Западные и Восточные и располагаются на территории двух стран: Словакии и Польши. И словацкая, и польская стороны гор находятся под охраной словацкого и польского татранских национальных заповедников (соответственно, Tatranský národný park (TANAP) и Tatrzański Park Narodowy), которые сотрудничают с 1954 года. В 1993 году Татры были занесены в список биосферных заповедников ЮНЕСКО.
В тексте речь пойдёт о польской части Татр: специфике правил посещения, условий размещения, подходу к выбору снаряжения, логистике и самых интересных, по мнению автора, маршрутах.
Татры маленькие, а Польша большая
Поляки по праву гордятся своими горами и любят их посещать. В летний сезон маршруты и хижины Татр так загружены, что я бы не стал рекомендовать ехать сюда в этот период. Лучшим сезоном для посещения Татр считаю середину осени.
Осенью становится значительно меньше гуляющих на маршрутах, а это, действительно, имеет значение, потому что в «высокий сезон» на некоторых маршрутах в «узких» местах возникают «пробки».
Все тропы очищены от поваленного зимой леса и доступны для прохода.
Погодные условия достаточно комфортны, и температура держится выше нуля даже ночью.
Осенью многие горные хижины национального парка доступны для ночёвки без предварительного резервирования.
Из возможных трудностей этого периода можно отметить сложность и недоступность некоторых гребневых маршрутов из-за локального оледенения и снежных зарядов. Необходимо соотносить свой опыт, возможности и снаряжение с предполагаемыми маршрутами.
Типичные отдыхающие
Несмотря на устоявшиеся правила описания района, хотелось бы вначале уделить внимание национальному парку и маршрутам, потому что это будет непосредственно влиять на выбор снаряжения для поездки, размещения и вариантов как и на чём добираться.
Альпинизм. Альпинизм в Татрах есть. По множеству причин Татры пользуются значительной популярностью среди альпинистов с Украины, поэтому, чтобы не лезть в чужой огород, даю ссылку с описанием летних альпинистских маршрутов от компетентного товарища с Украины.
В конце статьи есть полезные ссылки по различным аспектам альпинизма в Татрах.
Горный туризм, он же — тяжёлый треккинг. В связи с тем, что на территории национальных парков Польши и Словакии запрещено размещение на ночь в палатках, автономное путешествие по Татрам представляет собой горные переходы от одного горного приюта (Schronisko) до другого. Горные приюты выглядят очень аутентично и представляют собой хорошо оборудованные дома со спальными местами в отдельных помещениях, с кухней, столовой, туалетами и прочей гостиничной инфраструктурой. Согласно правилам гостеприимства, вам не откажут в ночлеге в приюте, даже если он переполнен, а помещается в некоторые до 150 человек, и положат вас куда‑нибудь, хоть даже под лестницу на коврик. Но всё же, для организации длинного трека через приюты, стоит предварительно ознакомиться с их загруженностью по месяцам и предварительно заказывать места размещения.
Вот информация на все 8 приютов, расположенных в национальном парке польской части Татр. Информация на английском, но есть ссылки на сайты приютов, фотографии, стоимость, краткие описания.
В такой схеме перемещения есть свои плюсы: можно не брать с собой палатку, можно не брать с собой чересчур тёплый спальный мешок, можно снизить объём провизии за счёт ужинов в приютах. Да, это стоит денег, но поверьте, суммы по Европейским меркам довольно гуманные.
Пешеходно-познавательный туризм. Так как мы совершали поездку именно в таком варианте, то дальше все описание будет относиться именно к такому типу поездки.
Куда ехать?
Центром польских Татр можно считать Закопане. Закопане — это крупный польский горнолыжный курорт, который в летнее время становится резиденцией большинства хайкеров в польской части Татр.
Почему именно Закопане?
Закопане расположен почти ровно посередине между самой западной и самой восточной долинами польской части Татр, поэтому время в дороге до этих самых долин примерно одинаково и составляет порядка часа.
Из Закопане во все популярные долины ходит общественный транспорт.
В Закопане существует огромное предложение ресторанов и других заведений в которых можно отведать еду на любой вкус и кошелёк.
В Закопане есть полноценный аквапарк с бассейном, саунами и тренажёрным залом, для тех, кому надоест шататься по горам или погода сделает ваши выходы экстремальными.
В Закопане есть огромное количество вариантов для размещения: от бюджетных до элитных.
Как попадают в Закопане?
На авто. Google Maps говорит, что расстояние от Москвы в 1625 километров преодолевается за 20 часов. Из Петербурга аналогично по времени и километражу.
Самолётом и автобусом: Петербург (Москва) - Краков на самолёте, а оттуда на междугороднем автобусе Краков — Закопане, который курсирует весь день с утра до вечера с перерывами 20–30 минут и идёт чуть меньше трёх часов.
Можно лететь из Петербург (Москвы) до Варшавы, а затем поездом или автобусом транзитом через Краков переехать до Закопане. Этот вариант сильно больше по времени, потому что дорога от Варшавы до Закопане занимает часов девять. Плюс лишь в том, что дешёвые билеты до Варшавы найти попроще, да появляется хорошая возможность поставить галочку в списке посещённых европейских столиц.
Наш вариант был несколько нелогичным, но вполне бюджетным. Из Петербурга мы добрались до аэропорта Vantaa в Хельсинки опробованным маршрутом на автобусе. Затем недорогой перелёт Хельсинки — Краков Норвежскими авиалиниями. Не знаю почему, но в списке направлений в которых совершает полёты Норвежские авиалинии, Краков самый дешёвый. Две ночи в Кракове. И переезд до Закопане на автобусе. При хорошем планировании можно управиться за один день.
Промежуточная остановка — Краков.
Во всех вариантах как добраться неспроста упоминается Краков. По моему мнению, на Краков стоит потратить время, чтобы:
Насладиться гулянием по великолепному и уютному старому городу
Посетить Вавельский замок
Съездить в Освенцим
Посетить старую соляную пещеру Величка
Пообедать в уютном национальном заведении
По моим расчётам осмотр всего списка займёт три полных дня. Жильё можно найти на AirBnb на любой размер, цвет и вкус. Стоимость сверхгуманная.
Горы!
Поздним вечером мы приехали на автобусный вокзал в Закопане. Глубокая темнота и слабое освещение создавали впечатление, что это не популярный курорт, а забытое богом место. Два километра до съёмной квартиры по тёмным улицам и минимум встреченных по дороге людей подтвердили это впечатление.
Апартаменты нам понравились. Было всё, что нужно, и ничего лишнего: большая кровать, душ, стиральная машина, современная кухня, большой ТВ и даже небольшой балкончик с видом на пик Giewont.
Для планирования маршрутов я использовал два онлайн сервиса: tourmaps.cz и mapa-turystyczna.pl
В них можно понять, сколько вам необходимо в среднем времени на перемещение от одной контрольной точки точки до другой.
Для вашего удобства стоит приобрести бумажную ламинированную карту национального парка, чтобы пользоваться ей непосредственно на маршрутах. Карта продаётся в любом книжном магазине Закопане.
Все маршруты промаркированы и на каждой развилке установлены указатели с примерным временем достижения следующей точки.
Стоит заранее ознакомиться с правилами посещения национального парка:
В национальном парке запрещено размещение в палатке. Учитывая количество посетителей в год, это разумное и обоснованное правило, и не стоит его нарушать.
В национальном парке можно перемещаться только по маркированным тропам. Связано это опять же с количеством посетителей в год. Их, действительно, много.
В национальном парке есть дикие животные, в том числе, медведи, о чём вас честно предупреждает информационный щит при входе в каждую долину. Медведи не выходят на тропы, по крайне мере в светлое время суток, но по вечерам вполне громко заявляют о себе перекличками.
В национальном парке запрещено перемещаться в тёмное время суток. Да, и после того, как вы узнаете о медведях, вы и сами не захотите.
Вход в национальный парк стоит денег. Небольших, но, всё же, не забываем приобретать билеты. Есть недельные абонементы.
Чтобы не утомлять читателя маршрутными подробностями, постараюсь просто перечислить долины с запада на восток с краткими описаниями вариантов лёгкой прогулки.
Dolina Chochołowska
Самая западная долина. С ж/д — автобусного вокзала Закопане с раннего утра туда отправляются частные маршрутки, на которых так и будет написано, Dolina Chocholowska. Автобус привозит пассажиров на Siwa Polana, откуда в долину продолжается асфальтированная дорога, но движение по ней возможно только на велосипедах или пешком. Есть читерский вариант проехать на составе из 5–8 вагончиков на квадроциклической тяге порядка 5 километров до Polana pod Jaworki. Дальше, точно, ногами. Самым простым вариантом будет подняться до Schronisko na Polanie Chocholowskiej, отведать вкуснейшей сосиски с пивом и прогулочным шагом возвращаться обратно на Siwa Polana, чтобы эвакуироваться в Закопане автобусом.
Если хочется небольшого подвига, то от приюта можно сделать радиальный маршрут на Trzydniowiansky Wierch.
Долина доступна для посещения даже с детскими колясками, и количество туристов в день здесь довольно значительно. Если хочется прогуляться в относительном одиночестве, то выезжать необходимо очень рано.
Внимание! Большинство транспорта, которое заточено на перевозку туристов, покидает начало долин не позже 17:00–18:00. Если вы задержитесь по дороге и спуститесь позже, то придётся воспользоваться такси.
Dolina Lejowa
Небольшая по протяжённости долина между Dolina Chocholowska и Dolina Koscieliska. Нам там не удалось побывать, но, судя по небольшому количеству фотографий, она не слишком посещаема, но вполне живописна. До начала долины надо будет пройти 15 минут пешком от остановки транспорта.
Dolina Kościeliska
Чем‑то напоминает Dolina Chocholowska. Добираться также на транспорте, который идёт до Dolina Chocholowska, только выйти пораньше. Дорога по долине полностью грунтовая, но очень хорошего качества с незначительным уклоном, поэтому также доступна для прогулки с коляской. Долина заканчивается приютом Shronisko na Hali Ornak откуда начинают ветвиться тропы наверх. Самым простым вариантом будет прогулка до приюта и обратно. Вместе с обедом в приюте это займёт часов пять.
Если есть силы на более развёрнутую программу, то стоит посетить пещеру Jaskinia Mrozna. Поворот на неё будет через 35–40 минут ходьбы от остановки. Доступ в пещеру осуществляется за отдельную небольшую плату. Пещера полностью освещена, имеет металлические лесенки, в ней почти нет очень низких и узких ходов, поэтому отдельного снаряжения для посещения не потребуется. Не забываем, что в подземелье температура постоянная, но невысокая, +7С.
Две других доступных пещеры в долине: Jaskinia Mylna и Smocza Jama не освещены и менее доступны. Чтобы пройти их насквозь, нужен, как минимум фонарь, а лучше, если есть каска и одежда, которую не жалко будет испачкать. В пещерах присутствуют узкие и низкие лазы, где приходится пробираться ползком.
От приюта можно прогуляться по хорошей тропе через лес на озеро Smreczynski Staw, откуда открывается замечательный вид на пик Ornak. Что‑то около часа с фотографированием.
Если вы заточены на подвиги и находитесь в хорошей форме, то можно повторить наш маршрут из Dolina Koscielisko в Dolina Chocholowska с заходом на пик Ornak.
Dolina Malej Laki
Добраться до долины можно пешком от Закопане, примерно за час, по так называемой Droga pod Reglami, каменистой широкой тропе, которая идёт вдоль границы национального парка от Закопане до начала Dolina Koscielisko.
Долина делится на две части. Первая часть — это хорошая грунтовая дорога, которая начинается от входа в парк и идёт до Wielka Polana, живописной поляны, где будет возможность выбора продолжения маршрута: либо наверх, в сторону перевала Kondracka Przel, либо в расположенные рядом долины Koscieliska и Strazyska. Дорога имеет значительный уклон, поэтому с коляской идти я не рекомендую. После Wielka Polana все тропы становятся уже, круче и каменистее.
Большой плюс этой долины в том, что она значительно менее посещаема, видимо, потому, что в ней нет ни одного приюта, и пива выпить не удастся.
Рекомендую её для посещения пика Giewont или Kopa Kondracka с вариантом возвращения через приют Schronisko na Hali Kondratowej и Kuznice.
Ниже пара наших вариантов маршрутов:
Dolina Strazyska
Расположена в пешей доступности от Закопане, 35 минут по упомянутой выше Droga pod Reglami. Долина короткая с хорошим дорожным покрытием. Путь от начала до конца займёт порядка полутора часов. Из интересных мест — водопад Siklawica.
Как отдельная долина подходит для совсем уж неспешных прогулок, поэтому рекомендую сочетать её в варианте кругового маршрута с подъёмом на живописные Sarnia Skala и возвращением в Закопане через Dolina Bialego или же через горный отель Kalatowki и Kuznice.
Dolina Strazyska
Долина располагается в непосредственной близости от Закопане. Тропа по долине не очень широкая и под конец довольно крутая. Долина узкая и живописная. На всем протяжении обрамлена скальными выходами, обрывающиеся в небольшой поток. В конце долина разделяется на две тропы. Одна траверсом идёт к горному отелю Kalatowki, а другая поднимается к вершине Sarnia Skala. Я рекомендую её как начало радиальных маршрутов любой протяжённости. Как это было у нас, можно посмотреть здесь:
https://www.strava.com/activities/2720624375
https://www.strava.com/activities/2725327373
Dolina Strazyska
Kuznice - это небольшой посёлок в двух километрах от Закопане, откуда начинается канатная дорога на Kasprowy Wierch и несколько основных ходовых троп в разные долины. До Kuznice из центра идёт маршрутное такси. По ходу движения имеется несколько остановок, где можно подсесть.
Первая из троп ведёт к горному отелю Kalatowki и дальше, к приюту Schronisko na Hali Kondratowej в Dolina Kondratowa. Прогулку по этой тропе от Kuznice до приюта мимо отеля можно рассматривать как ознакомительную. Начавшись у Kuznice как полностью мощёная дорога, после отеля путь переходит в узкую, выложенную крупным природным камнем тропу, сквозь тёмный хвойный лес. Сам приют расположен в начале очень красивой поляны, в цирке, откуда открывается великолепный вид на окружающие вершины: Giewont, Goryczkowa Czuba, Kasprowy Wierch. Путешествие туда и обратно займёт у вас порядка трёх ходовых часов.
По пути к горному отелю есть небольшая отвилка к мужскому Альбертинскому монастырю.
Вторая тропа ведёт на вершину Kasprowy Wierch для тех, кто презирает фуникулёр. Конкретно по ней нам подниматься или спускаться не довелось, но карта указывает, что только подъём займёт у вас около трёх часов. Соотнося с аналогичными цифрами других маршрутов, можно сказать, что подъем не из простых.
Третья тропа ведёт к приюту в Dolina Gasienicowa под названием Schronisko Murowaniec na Hali Gasienicowa. Тропа в самом начале возле Kuznice делится на две ветви. Одна сразу поднимается в гору, а затем по гребню ведёт к перевалу Przel. miedzy Kopami, а вторая плавно набирает высоту сквозь луга Dolina Jaworzinka, а затем резким взлётом соединяется на перевале. Далее единой ниткой приводят к приюту. Нам как для спуска, так и для подъёма больше понравился маршрут через Dolina Jaworzynka. Он более аутентичный, и на нём меньше гуляющих.
Приют Murowaniec один из самых популярных приютов в Татрах. Большинство радиальных маршрутов из Kuznice проходят мимо него. Многие останавливаются в нём на ночлег, чтобы с раннего утра стартовать на самый сложный маршрут в Татрах Orla Perc.
Dolina Olczyska
По долине проложен хороший радиальный маршрут из посёлка Jaszczurowka до посёлка Cyrhla. Можно взойти на небольшую вершину Wielki Kopienec и посмотреть на образчики местного домостроительства на Polana Kopienec. До Cyrhla ходит один из двух регулярных автобусных маршрутов Закопане.
Самим нам не хватило времени добраться до него, поэтому без фотографий.
Dolina Suchej Wody
Кроме того, что по этой долине идёт дорога до приюта Murowaniec по которой можно прокатиться на велосипеде, сказать ничего не могу. Учитывая, что не по всем тропам в национальном парке можно двигаться на велосипеде, даже при наличии физической на то возможности, это немало.
Dolina Bialki и озеро Morskie Oko
Чтобы добраться до этой долины и отправиться в путешествие к озеру Morskie Oko надо подняться рано и из обычного места отправления маршруток, сесть в ту, которая идёт на Morskie Oko. По времени это самый длинный транспортный маршрут и занимает он час. Автобус приходит на огромную стоянку в местечке Palenica Bialczanska, откуда все идут пешком.
Сразу скажу, что до самого озера Morskie Oko мы так и не дошли. Хотя вы прочтёте, что увидеть озеро это must have для всех, кто побывал в Татрах, я так не считаю. Количество людей, которые идут посмотреть на озеро настолько велико, что мне даже трудно описать словами. Дорога по Dolina Bialki и дальше по Dolina Rybiego Potoku асфальтирована и не представляет особой трудности даже для людей в инвалидных колясках. Невероятно, но и таких людей мы встречали по дороге к озеру. Нас хватило на сорок минут прогулки по этому подобию Невского проспекта, и мы свернули в Dolina Roztoki, чтобы попасть в живописную Dolina Pieciu Stawow Polskich и дальше на перевал Zawrat.
Для некоторых конечной целью является не само озеро Morskie Oko, а восхождение на самую высокую вершину Польши - Rysy. На это восхождение необходимо заложить как минимум два дня и одну ночёвку в Schronisko Morskie Oko. Как пишут, подъём на вершину длителен и технически достаточно не прост. Кое‑где провешены цепи, а из-за большого количества желающих подняться возникают «пробки» на противоходе.
Dolina Roztoki
Долина не очень широкая и лесистая. Тропа средней сложности, порой, с резкими наборами высоты. В конце долины можно полюбоваться водопадом Wielka Siklawica и подняться к приюту Schronisko w Doline Pieciu Stawow Polskich. После водопада начинается очень живописная «долина пяти озёр польских». Тропа сужается и ведёт к нескольким перевалам на основном хребте, который разделяет Dolina Pieciu Stawow Polskich и Dolina Gasienicowa, по которому проложен самый сложный маршрут в Татрах - Orla Perc. Обе эти долины, по моему мнению, самые красивые с точки зрения классических альпийских форм.
Мы шли к самому дальнему из перевалов — Zawrat. По описанию он был наиболее доступен для преодоления. Подъём со стороны долины пяти озёр был, действительно, доступным для всех, способных идти в гору. А вот спуск в сторону Dolina Gasienicowa очень крут и в некоторых местах провешен цепями. Люди движутся как вверх, так и вниз, поэтому возможны «пробки».
Dolina Gasienicowa
В долину можно попасть только пешком. Либо подняться на фуникулёре на вершины Kasprovy Wierch и спуститься к приюту Murowaniec. Долина в нижней части полностью заросла стлаником и сверху выглядит как бескрайнее зелёное море с яркими вкраплениями голубых ледниковых озёр. В долине много троп, которые, в основном, ведут к перевалам на основном хребте и дальше к ключевым вершинам этого района, таким как Swinica, Koscielec, Kozi Wierch, Skrainy Granat. Подъёмы на все вершины предполагают карабканье, и участки провешенные цепями и оборудованные скобами. Если вы не уверены в своих силах, то стоит обдуманно подходить к выбору направления.
Orla Perc
Говоря о Татрах нельзя не вспомнить и про самый сложный туристический маршрут в Татрах - Orla Perc.
Нам сходить не удалось, потому что было страшновато. Но в будущем постараемся исправить этот недочёт.
Чтобы оценить сложность и красоту маршрута можно посмотреть видео.
Снаряжение
Краткая песнь о необходимом и достаточном снаряжении.
На маршрутах вы будете встречать множество разных людей, и все они будут одеты и экипированы по разному. Первое, что я подумал, увидев резвых, скачущих в сандалиях монахинь на скользких каменных тропах, было: «а не слишком ли мы нелепо выглядим в тяжёлых горных ботинках, куртках и штанах от Fjallraven?» «Нет, не слишком», — сделал я вывод по окончанию поездки. Помните, что люди, которые вместе с вами начинают путь, могут следовать до ближайшего приюта или обзорной точки и не собираются покорять хребты, вершины и перевалы.
Татры это рай для любителей fast&light.
Большинство встреченных вами людей будут в достаточно простых трекинговых ботинках или даже в кроссовках. Но я рекомендую использовать ботинки с достаточно жёсткой подошвой и хорошей фиксацией в лодыжке. Наиболее подходящей мне видится модель Scarpa Ribelle.
У них достаточно хорошая подвижность в лодыжке без потери фиксации, малый для такого класса вес и отличная подошва для хождения по каменистым наклонным поверхностям и различного рода лазанию и карбканию. Тропы в Татрах в большинстве выложены камнями. Кое‑где это выглядит как ступени, а кое‑где как уложенные под 45 градусов гранитные плиты, порой сырые и скользкие, после осадков или ночных заморозков.
Следующим must have предметом будут треккинговые палки. Как раз в этом случае, наиболее удачными будут быстросборные Z-палки, которые можно не убирать в рюкзак, а компактно нести в руках, быстро раскладывая при необходимости.
Если хочется совершенства, то можно и карбоновый вариант.
На некоторых наиболее сложных маршрутах придётся карабкаться по скалам, придерживаясь за провешенные цепи, поэтому необходимо иметь с собой подходящие перчатки: не особо тёплые, с хорошей чувствительностью — чаще всего это будут перчатки для работы с верёвкой или тонкие softshell варианты. Их можно использовать как ходовые при работе с трекинговыми палками.
Наиболее удачным ходовым комплектом мне видится хорошее термобельё наверх.
Плотные штаны softshell на ноги и softshell куртка в качестве ветровки.
В рюкзаке должен быть штормовой набор, состоящий, как минимум из мембранной куртки, а лучше и штанов тоже.
Аварийная куртка на синтетическом утеплителе.
Тонкие power stretch перчатки и шапочка в тайном кармашке не будут лишними.
В одном из вариантов планирования была ночёвка в приюте, поэтому в рюкзаке у меня были два тонких аэромата от Thermarest, старый вариант спального мешка на двоих РоСа от SIVERA, маленькая горелка, кастрюля и два пакета сублиматов. Не забываем про мягкую бутылку с водой из расчёта 1 л на человека.
Всё это помещалось в рюкзак в 30 литровый рюкзак, что‑то вроде этого.
на который я засматриваюсь последнее время.
Если вы настроены ходить на вершины и пересекать сложные перевалы, то стоит взглянуть на цепные кошки.
И какую‑нибудь лёгкую каску.
При высокой загруженности маршрутов поток людей идёт как вверх, так и вниз одновременно, даже на сложных участках с цепями и скобами, и вероятность того, что кто‑то спустит камень, существует.
Что с бюджетом?
(информация на 2020 год)
Основные ваши траты будут на авиаперелет и на съём жилья в Закопане, если вы не планируете путешествовать от приюта к приюту. Предложений по апартаментам, гостиницам, домам в этот период, 15.09–30.09, достаточно. Так как мы ехали первый раз, и у нас нет прав на управление транспортными средствами, чтобы арендовать автомобиль, то мы выбрали жильё как можно ближе ко входу в парк и недалеко от центра и предполагаемых магазинов. Апартаменты по стоимости были чуть выше среднего, но они того стоили.
Можно не делать остановку в Кракове и тогда сэкономить порядка 10000 рублей. Но я всё же рекомендую не ужиматься, тем более, если вы посещаете Краков первый раз. Оно того стоит.
Под звёздочкой я укажу некоторые необязательные траты, чтобы вы могли оценить порядок цен на те или иные услуги. Обязательно делаем скидку на то, что мы с женой едим немного и не употребялем алкоголь, а значит чек в ресторанах у нас всегда скромный.
И помните, что бюджет указан на 2 персоны. Расчёты в Польше ведётся в злотых и для более точного планирования курс на момент поездки был: 16 рублей за 1 злотый.
Санкт-Петербург — Хельсинки, автобус, Sovavto - 2200 рублей
Хельсинки — Краков — Хельсинки, самолёт, Norwegian, билеты с багажом — 29600 рублей
Краков аэропорт — Краков центр, автобус — 210 рублей
Краков апартаменты, 2 ночи — 5400 рублей
Краков — Закопане, автобус, 750 рублей
Закопане, апартаменты, 10 ночей — 38000 рублей
Закопане — Краков, автобус, 750 рублей
Краков апартаменты, 2900 рублей
Краков центр — Краков аэропорт, электричка, 300 рублей
Хельсинки — СПб, автобус, 2850 рублей
Обед в Кракове на двоих — 700 рублей
Ужин в одном из лучших ресторанов Кракова по мнению Trip Advisor - «Морское Око» на двоих — 1300 рублей
Краков, билет на общественный транспорт, 24 часа — 550 рублей
Краков, камера хранения на автовокзале, 24 часа — 250 рублей
Закопане, ресторан — 1300 рублей
Маршрутка из Закопане в долины — от 150 до 350 рублей
Закопане, траты на продукты в среднем — 1200 рублей.
Самый большой и толковый по моему мнению магазин в Закопане — LIDL, не поленитесь пошукайте на карте.
Вместо заключения
Закопане, траты на продукты в среднем — 1200 рублей.